Subscribe:

пятница, 23 августа 2013 г.

Введение в курс «Религиоведение»

Неиссякаемо и вечно стремление человека к познанию Вселенной, общества, в котором он живет, самого себя. Для становления каждого человека как личности и для формирования его духовной культуры важное значение имеют знания по религиозной тематике. Их обобщает такая научная дисциплина, как религиоведение.
Как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания она складывается начиная с XIX в., несмотря на то, что представления о религии накапливались в течение многих веков.
Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное.

Среди учений о религии имеются религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные).
*К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые стоят на позициях религиозного мировоззрения. Все они изучают самообъявление Бога в мире.
*Нерелигиозные течения базируются на иных мировоззренческих принципах; используя методы современной науки, нерелигиозные исследователи имеют возможность познавать различные феномены религии, ее сущность. Отсутствие религиозной веры восполняется фундаментальной религиоведческой образованностью и компетентностью.
Религиоведение, будучи комплексным знанием о сложном и изменчивом предмете, носит системный характер. Оно включает элементы антропологии, социальной психологии, социологии, этнографии.
Своим предметом религиоведение имеет закономерности возникновения, функционирования и развития религии, ее теорию, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями жизни общества.
 Главным в религиоведении является философское содержание,
что обусловлено, во-первых, тем, что, в ряду решаемых задач особенно важной является разработка универсальных понятий, во-вторых, тем, что религия включает такие духовные явления, как религиозное мировоззрение, теология, богословие, искусство, мораль ит.д. Объяснение их достигается только на уровне философского рассмотрения. В то же время содержание религиоведческого знания помимо философского вбирает в себя и социологические, психологические, исторические и другие компоненты.
Таким образом, освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история, философия, культурология, социология, правоведение и др., религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов
 Религия как общественное явление
1. Определение религии.
Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнита», область неизведанная и недоступная.
 Однако большинство исследователей считают, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не является неразрешимой задачей.
Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей, ее исчезновение следует ожидать в результате просвещения людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным.
* Немецкий философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души.
*У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов:
диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи);
производимых от этих идей чувств и переживаний;
культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств.
В целом, гегелевское определение религии правильно определяет структуру религии ив общей форме указывает на сущность религии.
*Возникшее в XIX в. марксистское определение религии представляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков» как «сердце бессердечною мира» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. В соответствии с этим утверждалось что с построением справедливого, коммунистического общества религия исчезнет сама собой.
*Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.
К сожалению, ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. Наиболее плодотворным является объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства В таковом качестве она представляет собой:
-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;
-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
-отражение действительности;
-общественную подсистему;
-феномен культуры.

Религия - не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Не подтверждается фактами и тезис о ней как самодовлеющем начале - надмирном, надысторическом. Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами.

Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения

0 коммент.:

Отправить комментарий